Трагическая судьба Фроси Бурлаковой: как создательница светлого образа провинциалки ушла из жизни в 43 года

Её знала вся страна — с косичками, застенчивой улыбкой и голосом, от которого замирал зал.

Трагическая судьба Фроси Бурлаковой: как создательница светлого образа провинциалки ушла из жизни в 43 года

Если вы хоть раз смотрели «Приходите завтра…», то уже влюблены. В неё. В Фросю. В Катю Савинову. Никакой глянцевой гламурности — одна душа на весь экран.

Екатерина Савинова могла стать примадонной Большого театра. Вместо этого — холодный вокзал, прощальное письмо и молчание длиною в вечность. И всё. Как женщина, подарившая советскому кино самый жизнерадостный образ, закончила жизнь в полном одиночестве — это история, которую стоит знать. Как же так получилось?

Путь из сибирской деревни в большое кино

Екатерина Савинова родилась в 1926 году в селе Ельцовка Алтайского края, в многодетной крестьянской семье. С детства отличалась невероятным голосом — три с половиной октавы! Естественно, с таким талантом мечтала о сцене.

-2

Пробовала поступать во ВГИК, но не сразу удалось: сначала отказ, потом земляустроительный институт, потом курсы актёрского мастерства и снова отказ... Но упрямая сибирячка не сдалась.

Удивительно, насколько сильно она хотела в кино. Ведь ей сделали предложение, от которого невозможно отказаться!

-3

Катю приглашали в Большой театр и на эстраду! Однако девушка осознанно отказалась от предложений стать примадонной Большого театра и эстрадной певицей. Она считала своим призванием кино.

В третий раз её приняли на курс к Бибикову и Пыжовой. Из 3000 человек выбрали сорок. Катя была в числе тех двадцати, кто дошёл до финала. Уже студенткой сыграла в "Кубанских казаках", где и началась её киноприключение.

После окончания ВГИКа Савинову единственную (!) с курса пригласили работать во МХАТ. Но Катя отказалась и на этот раз - она стремилась в кино.

И тут же — удар: Савинова отвергла ухаживания режиссёра Пырьева и дала ему пощёчину. И он перекрыл ей карьеру на 10 лет. Представляете, каким стальным должен быть характер, чтобы не сломаться?

Создание образа Фроси Бурлаковой и мгновенный успех

-4

Спустя годы Савинова всё же получила роль всей своей жизни. Её муж, режиссёр Евгений Ташков, не вынес несправедливости и написал специально с под неё сценарий фильма "Приходите завтра". Это была почти автобиография: простая девчонка из глубинки, приехавшая в Москву и отказавшаяся сдаться.

И всё это без дублёров: все арии и романсы она исполняла сама. На экране она жила, а не играла.

Борьба со страшным диагнозом и попытки продолжить карьеру

Пока страна влюблялась в Фросю, Екатерина начинала борьбу с чем-то страшным и неведомым.

В разгар признания у Савиновой начались неожиданные проблемы со здоровьем.

-5

Температура 37,4 держалась месяцами. Слабость, тревога, головокружения. Потом появились галлюцинации и тревожные голоса в голове. Коллеги считали, что она просто устала. А врачи только разводили руками.

Диагноз поставили поздно: бруцеллёз, подхваченный через некипячёное молоко. Болезнь поразила нервную систему и мозг, вызвав вялотекущую шизофрению. Это был приговор.

Савинова с Нонной Мордюковой
Савинова с Нонной Мордюковой

Савинова с Нонной Мордюковой

Савинова не сдавалась. Снималась, выступала, лечилась. Её последняя роль — в фильме "Расплата". Уже тогда она плохо ориентировалась в пространстве, путалась в тексте, могла уйти из дома и не помнить, как вернулась. Близких не узнавала. Раздавала вещи и деньги просто так всем подряд на улице. В какой-то момент из больниц почти не вылезала, сидела на сильнодействующих препаратах.

Последние годы: отчаяние и трагический уход из жизни

-7

Весной 1970 года она уехала к сестре в Новосибирск. Писала письма, прибралась в доме, надела лучшее платье и ушла...сама, как Анна Каренина, повторив ее путь. В записке просила не плакать и особенно попросила своего сына не винить её. Актрисе было всего 43 года.

-8

Похоронили ее по христианским канонам вопреки тому, что сама ушла из жизни. Все потому, что признали такой уход из жизни не самостоятельным выбором, а следствием невменяемого состояния. Увы, видимо так оно и было.

Сын Андрей Ташков позже стал известным актёром. Но детство его прошло в тени материнской трагедии. Савинова боялась заразить его, сторонилась. Он вспоминал мать как свет, который всегда с ним, даже если он плохо её помнит.

Наследие Савиновой в советском кино

-9

У Екатерины было больше двадцати работ: "Кубанские казаки", "Женитьба Бальзаминова", "Большая семья", "Медовый месяц", "Чук и Гек", "Ко мне, Мухтар!", "Зигзаг удачи"... Её героини были светлыми, живыми, настоящими. Потому что и сама она была такой.

Сегодня о ней помнят: в Ельцовке открыт музей, фильмы крутят по ТВ, её цитируют, её образ в кино — это образ светлой надежды. Грустной, но живущей в каждом, кто хоть раз слышал: "Я вам спою сейчас. Разрешите?"

Незадолго до трагедии
Незадолго до трагедии

Незадолго до трагедии

Евгений Ташков тяжело пережил смерть жены. Позже он женился снова - на актрисе Татьяне Васильевой, у него родился сын Алексей. Но память о Савиновой он хранил всегда. Участвовал в создании музея, писал воспоминания. А Татьяна смогла взять Андрея под крыло и постаралась хоть как-то заменить ему мать.

Андрей Ташков
Андрей Ташков

 

Андрей Ташков стал актёром. В его ролях есть та же сдержанная сила, философская грусть и искренность, которую он, возможно, унаследовал от матери. Он был трижды женат, много работал, но всегда оставался замкнутым - он до сих пор переживает трагедию.