Её знала вся страна — с косичками, застенчивой улыбкой и голосом, от которого замирал зал.


Если вы хоть раз смотрели «Приходите завтра…», то уже влюблены. В неё. В Фросю. В Катю Савинову. Никакой глянцевой гламурности — одна душа на весь экран.
Екатерина Савинова могла стать примадонной Большого театра. Вместо этого — холодный вокзал, прощальное письмо и молчание длиною в вечность. И всё. Как женщина, подарившая советскому кино самый жизнерадостный образ, закончила жизнь в полном одиночестве — это история, которую стоит знать. Как же так получилось?
Путь из сибирской деревни в большое кино
Екатерина Савинова родилась в 1926 году в селе Ельцовка Алтайского края, в многодетной крестьянской семье. С детства отличалась невероятным голосом — три с половиной октавы! Естественно, с таким талантом мечтала о сцене.

Пробовала поступать во ВГИК, но не сразу удалось: сначала отказ, потом земляустроительный институт, потом курсы актёрского мастерства и снова отказ... Но упрямая сибирячка не сдалась.
Удивительно, насколько сильно она хотела в кино. Ведь ей сделали предложение, от которого невозможно отказаться!

Катю приглашали в Большой театр и на эстраду! Однако девушка осознанно отказалась от предложений стать примадонной Большого театра и эстрадной певицей. Она считала своим призванием кино.
В третий раз её приняли на курс к Бибикову и Пыжовой. Из 3000 человек выбрали сорок. Катя была в числе тех двадцати, кто дошёл до финала. Уже студенткой сыграла в "Кубанских казаках", где и началась её киноприключение.
После окончания ВГИКа Савинову единственную (!) с курса пригласили работать во МХАТ. Но Катя отказалась и на этот раз - она стремилась в кино.
И тут же — удар: Савинова отвергла ухаживания режиссёра Пырьева и дала ему пощёчину. И он перекрыл ей карьеру на 10 лет. Представляете, каким стальным должен быть характер, чтобы не сломаться?
Создание образа Фроси Бурлаковой и мгновенный успех

Спустя годы Савинова всё же получила роль всей своей жизни. Её муж, режиссёр Евгений Ташков, не вынес несправедливости и написал специально с под неё сценарий фильма "Приходите завтра". Это была почти автобиография: простая девчонка из глубинки, приехавшая в Москву и отказавшаяся сдаться.
И всё это без дублёров: все арии и романсы она исполняла сама. На экране она жила, а не играла.
Борьба со страшным диагнозом и попытки продолжить карьеру
Пока страна влюблялась в Фросю, Екатерина начинала борьбу с чем-то страшным и неведомым.
В разгар признания у Савиновой начались неожиданные проблемы со здоровьем.

Температура 37,4 держалась месяцами. Слабость, тревога, головокружения. Потом появились галлюцинации и тревожные голоса в голове. Коллеги считали, что она просто устала. А врачи только разводили руками.
Диагноз поставили поздно: бруцеллёз, подхваченный через некипячёное молоко. Болезнь поразила нервную систему и мозг, вызвав вялотекущую шизофрению. Это был приговор.

Савинова с Нонной Мордюковой
Савинова не сдавалась. Снималась, выступала, лечилась. Её последняя роль — в фильме "Расплата". Уже тогда она плохо ориентировалась в пространстве, путалась в тексте, могла уйти из дома и не помнить, как вернулась. Близких не узнавала. Раздавала вещи и деньги просто так всем подряд на улице. В какой-то момент из больниц почти не вылезала, сидела на сильнодействующих препаратах.
Последние годы: отчаяние и трагический уход из жизни

Весной 1970 года она уехала к сестре в Новосибирск. Писала письма, прибралась в доме, надела лучшее платье и ушла...сама, как Анна Каренина, повторив ее путь. В записке просила не плакать и особенно попросила своего сына не винить её. Актрисе было всего 43 года.

Похоронили ее по христианским канонам вопреки тому, что сама ушла из жизни. Все потому, что признали такой уход из жизни не самостоятельным выбором, а следствием невменяемого состояния. Увы, видимо так оно и было.
Сын Андрей Ташков позже стал известным актёром. Но детство его прошло в тени материнской трагедии. Савинова боялась заразить его, сторонилась. Он вспоминал мать как свет, который всегда с ним, даже если он плохо её помнит.
Наследие Савиновой в советском кино

У Екатерины было больше двадцати работ: "Кубанские казаки", "Женитьба Бальзаминова", "Большая семья", "Медовый месяц", "Чук и Гек", "Ко мне, Мухтар!", "Зигзаг удачи"... Её героини были светлыми, живыми, настоящими. Потому что и сама она была такой.
Сегодня о ней помнят: в Ельцовке открыт музей, фильмы крутят по ТВ, её цитируют, её образ в кино — это образ светлой надежды. Грустной, но живущей в каждом, кто хоть раз слышал: "Я вам спою сейчас. Разрешите?"

Незадолго до трагедии
Евгений Ташков тяжело пережил смерть жены. Позже он женился снова - на актрисе Татьяне Васильевой, у него родился сын Алексей. Но память о Савиновой он хранил всегда. Участвовал в создании музея, писал воспоминания. А Татьяна смогла взять Андрея под крыло и постаралась хоть как-то заменить ему мать.

Андрей Ташков стал актёром. В его ролях есть та же сдержанная сила, философская грусть и искренность, которую он, возможно, унаследовал от матери. Он был трижды женат, много работал, но всегда оставался замкнутым - он до сих пор переживает трагедию.