
Давно у нас на канале не было редких архивных снимков с артистами – надо бы это исправить!
Наша страна единственная во всем мире, которая пережила кардинальную смену общественно-экономической формации. Причем несколько раз: империя была разрушена, создан Союз, а потом создана Российская Федерация.
Творческая элита – люди тонкие, часто избалованные. Словно редкие капризные розы на обычной лужайке (если вообще уместно сравнивать цветы и людей). И некоторые цветы погубил ветер и непогода, а другие, на удивление, зацвели еще более ярко и пышно. Так и люди: многие творческие единицы попросту не пережили перестройку и новые реалии в стране. А другие – зацвели пышно.
Любовь Полищук играла где только могла. Бондарчук-младший снимал клипы. Александр Калягин создал театр «Et Cetera» с нуля. Михаил Боярский соглашался даже на самые странные проекты. Кто-то держался на силе воли. Кто-то – на упрямстве. Но все они прошли через 90-е, как через тёмный лес. И не все вышли обратно.
***
Олег Янковский. Редкий в своем роде артист, который великолепно себя чувствовал и в Союзе, и после перестройки. Подтянутый, улыбчивый, обладающий особым шармом, магнетизмом.
Более трети его фильмографии было сыграно уже после 1990 года. И нельзя упускать из виду театр – до последних своих дней, когда уже знал об онкологическом диагнозе, он не оставлял театр.
Ну и штрих к портрету – тусовщиком он был заядлым. Может, именно благодаря социальным связям не упал в депрессию и адаптировался к изменчивому миру.

Блистательный Олег Янковский на «Кинотавре», начало 00-х
***
Пока старые кумиры приспосабливались к новым реалиям, в киномире зажигались новые «звездочки».
Фильмография Владимира Машкова началась скромно: в 1984 один проект, потом в 1989... А в 1990 и далее карьера дает резкий взлет, чтобы в 1997 после выхода фильма «Вор» сделать Машкова всенародным любимцем. Пришли новые времена, а с ними – новые кумиры.

Владимир Машков и Ксения Терентьева на "Кинотавре"
***
Отлично себя почувствовали продюсеры и организаторы всех мастей. Марк Рудинштейн получил известность как кинопродюсер, актёр, организатор кинопремии «Золотой овен» и создатель кинофестиваля «Кинотавр» с 1990 года.

Никита Михалков, Олег Янковский и Марк Рудинштейн
***
Множество актрис, которые начали свою карьеру в 80-х, то есть уже непосредственно на закате Союза, в перестройку – чувствовали себя, как рыбы в воде. Это же касается эстрадных певиц, которые быстро поняли, что если работать и не глупить, то можно жить красиво во всех отношениях.
Вера Сотникова, выпустившаяся в 1982 году из мастерской Олега Ефремова (Школа-студия МХАТ) – яркий пример женщины, которая смогла преуспеть в карьере, и в любви.

на Кинотавре с О.И. Янковским, середина 00-х
***
Вера Сотникова сама себя, смеясь, называла Казановой в юбке, признавалась, что очень часто влюблялась, объясняя это тем, что ее сердце требует постоянных ярких эмоций, переживаний.
Символом женской красоты среди актрис тех лет считают Самохину.
А мне вот нравится Сотникова – такая она червовая дама в самом лучшем смысле слова.

Вера Сотникова, начало 00-х.
***
Нельзя не вспомнить Анну Самохину. Да, красавица. Да, мужчины влюблялись, режиссеры сулили роли. Но Самохина – как раз та «роза», тот «цветок», который был сломлен под гнетом жизненных невзгод. Каких-то больших денег или выгодных любовников у неё так и не получилось. Глаза всегда грустные-грустные. А в конце 00-х тихо сгорела от долгой болезни.

Анна Самохина и Гоша Куценко
***
Совершенно плохо справлялись с реалиями нового времени после распада Союза актеры старой гвардии. Ивашов и Светличная – яркий тому пример. Первый просто скоропостижно скончался, не сумев адаптироваться к реалиям. А Светличная на долгие годы стала, скорее, эдаким фриком для желтой прессы со своими молодыми парнями.

С годами детская незащищенность Светланы стала очевиднее. На фото – с Татьяной Михалковой.
***
Михалковы – тут и говорить нечего. Искрящийся творческий расцвет Никиты Сергеевича Михалкова, «Оскар», собственные передачи и множество проектов – всё это стало реальностью после распада Союза. Ну и его семья: супруга Татьяна Михалкова (до замужества Соловьева, модель и манекенщица), дети – всё у всех более чем благополучно.

***
Отлично пошли дела и у еще одного продолжателя творческой династии. По настоянию отца в 80-х Федор Бондарчук поступил во ВГИК на факультет режиссуры. Курс, на котором учился Федор, был звездным. Однокурсниками Бондарчука были Александр Баширов, Тигран Кеосаян, Рената Литвинова, Иван Охлобыстин. Последний, кстати, как и Бондарчук, прервал учебу, чтобы пойти в армию.
В 90-х он начал снимать... клипы. Первой «пробой пера» в жанре музыкальных клипов для Бондарчука стал ролик на песню «До свидания, мама» группы «Моральный кодекс». Видео было снято в 1991 году и считается первым настоящим цветным видеоклипом в России.

***
В начале 1990-х совместно с другом детства и представителем другой известной кинодинастии – Степаном Михалковым – Бондарчук организовал Art Pictures, одну из первых в России фирм по производству видеороликов.
Да, наследники творческих династий стали настоящей столичной элитой в 00-х. На фото – Федор Бондарчук, ресторатор Кирилл Гусев, Степан Михалков, Игорь Верник.
Кстати, Гусев был легендарным ресторатором 00-х. Друзья звезды, курорты, бизнес – все это было у человека. Он скончался в возрасте 53 лет в январе этого года.

***
На фоне новых героев киноиндустрии – режиссеров, актрис и актеров, поблекли и забылись старые. Наверное, этот процесс необратим. Многие приняли процесс достойно и красиво – Вицин, Леонов, Ивашов, Брондуков, Милляр... Просто тихо ушли из жизни.
Другие пытались поймать славу, уходящую сквозь пальцы – та же Светличная, о которой уже вспоминали выше, Кустинская, Гурченко, Абдулов, Ярмольник. Скандальные интервью и откровенности о личной жизни, лишь бы оставаться на плаву. Сразу вспоминается Ярмольник с его «продал джинсы, чтобы выжить» (с) и вечной историей, как он счастлив быть мужем последней жены Высоцкого.