Обычно когда вспоминают самых ярких советских актеров, называют Высоцкого, Миронова, Боярского, Абдулова, Стриженова...

Во вторую очередь вспоминают Сергея Юрского. А может, оно и к лучшему – не подавал он в своей биографии таких мощных поводов для сплетен и разговоров.
При упоминании Юрского сразу в памяти всплывают три яркие актерские работы – Остап Бендер в экранизации «Золотого теленка», дядя Митя в комедии «Любовь и голуби», ВикНикСор в «Республике ШКИД».
Судьба у него какая-то прямо не актерская. Не было в его жизни зависимостей и страстей в стиле «рвать душу» а-ля Высоцкий. Не было интеллигентного адюльтера, как у Соломина. Не было роковых дам а-ля Скирда или Скобцева.
Никаких «скандалов и расследований» о Юрском и не напишешь. 50 лет в браке до последнего дня. Карьера прекрасная: 60 лет на театральной сцене и в кино, годы литературной деятельности.

«Знаешь, как она меня называла? Никто не знает! Я ей говорю: Санюшка! А она мне: Митюнюшка! Я ей говорю: Санюшка! А она мне: Митюнюшка! А голос какой...».
***
Дата рождения Сергея Юрского – 16 марта 1935 года.
По солнечному знаку Зодиака – «поздние» Рыбы. И ему этот знак в полной мере «к лицу»: спокойный, вдумчивый, иногда мечтательный, к тестостероновым конфликтам не склонный, не склочный.
Говоря о Сергее Юрском, нельзя не упомянуть о судьбе его отца. Это был яркий человек с интересной судьбой. Юрий Жихарев был дворянином, русским по национальности, родом из Стародуба Брянской губернии Российской империи. Впоследствии переехал в Москву. Позже – в Ленинград.
При Сталине Юрский руководил цирком. Но это только звучит красиво, а на деле путь был ухабистым: вскоре после рождения сына Серёжи семья была отправлена в ссылку в Саратов со своим дворянским происхождением.
Спустя 2 года Юрские получили разрешение вернуться в Ленинград, где им выделили комнату в коммуналке. Отца приняли в партию, позволили руководить в цирке, и уже в 1943 году он возглавил художественное руководство всей системой цирков СССР. Он искренне верил в идеалы коммунизма и правое дело партии, из которой его, впрочем, исключили уже пять лет спустя.

Сергей с отцом. На самом деле Юрский – это взятый отцом сценический псевдоним времен молодости. Он является производным от имени Юрий (Юрий Юрский – красиво звучит).
***
Когда началась война, семья находилась на отдыхе в Сочи. Оттуда удалось добраться только до Москвы, где и остался отец, отправивший жену и сына в эвакуацию в узбекский Андижан. Воссоединились они только год спустя, поселившись прямо за кулисами Московского цирка, которым руководил Юрий Сергеевич.
Мать актера имела еврейские корни. Сам Сергей Юрский говорил, что, хотя в нем течет какая-то часть еврейской крови, он всегда ощущал себя русским. И относил себя к русскому этносу.

Сергей Юрский в детстве.
***
Окончив школу с золотой медалью, Сергей потерпел неудачу на экзаменах в школу-студию МХАТ. Поддавшись уговорам родителей, стал студентом юридического факультета Ленинградского университета. До третьего курса, пока стремление к актерству не перевесило юриспруденцию, параллельно занимался в популярном тогда университетском театре.
Педагоги Ленинградского театрального института увидели в парне комедианта. Но сам он с упорством прорабатывал драматические роли. Педагог Леонид Макарьев поддержал стремления своего ученика. Роль Карандышева в «Бесприданнице» они проработали настолько, что уже после второго курса Юрского пригласили в Большой драматический театр имени Горького.

Сергей Юрский в молодости.
***
Кинослава пришла к Юрскому после роли интеллигентного и справедливого директора школы-интерната для беспризорников в картине «Республика Шкид» (1966). Его стали узнавать на улицах.
Тогда он развелся со своей первой женой, детей в браке не было. Но слава и узнаваемость не вскружила ему голову. Или вскружила, но на биографии это никак не отразилось.

***
Визитной карточкой Юрского считается Остап Бендер из экранизации романа «Золотой теленок». Эксперты неоднократно сходились во мнении, что в его исполнении герой получился наиболее ярким и убедительным. Впрочем, кому-то все равно больше нравится Миронов.

***
На пике своего кино-успеха Юрский женится во второй раз на коллеге по театру Наталье Теняковой, которая ему нравилась еще во времена, когда он состоял в первом браке. Брак с Теняковой просуществовал без малого 50 лет, до последних дней биографии артиста.
В браке родилась дочь Дарья, которая тоже стала актрисой. Сергей и Наталья придерживались строгих принципов воспитания, даже обращались к ней исключительно по полному имени, без уменьшительно-ласкательных форм. От Даши они ожидали безупречной успеваемости и неукоснительного выполнения установленных домашних обязанностей. График девочки был расписан практически до минуты. Возможно, с таким воспитанием связано то, что спустя годы она влюбится в жесткого деспотичного коллегу, который будет её "строить", и примет это за любовь. Но это уже совсем другая история.

***
В середине 70-х Юрский был уволен из БДТ, в котором служил с 1957 года. Начались преследования, связанные с происхождением отца и с высказываниями самого Юрского.
Сергей Юрьевич уехал с семьей в Москву, в 43 года начав жизнь с чистого листа. Будучи не без оговорок принятым в Театр имени Моссовета, он все же реализует здесь свою мечту о режиссуре. Играет сам и ставит спектакли на сцене театра «Школа современной пьесы». И все реже снимается в кино, не чаще двух-трех фильмов в год. В 1979-м он сыграл роль врача Груздева в многосерийном телефильме «Место встречи изменить нельзя». И вышел на новый виток всенародной любви, сыграв, пожалуй, максимально далекий от себя самого персонаж – дядю Митю в комедии «Любовь и голуби».

***
Снимался, кстати, со своей женой, актрисой Натальей Теняковой. Ей на тот момент было всего 38 лет, вот это действительно перевоплощение.

***
Несмотря на комедийную роль, Юрский на тот момент был в депрессии.
Про свое отчаяние в связи с увольнением из БДТ Юрский откровенно написал в своей книжке «Жест». Тот период отчаяния, захватив начало перестройки, продолжался довольно долго. Впрочем, перестройки и развал Союза тяжело переживали, наверное, почти все за исключением единиц.
Будучи человеком чуждым дешевой популярности и легких дорог, Юрский создает свой уникальный Театр одного актера, становится чтецом литературных произведений и сам начинает писать.

***
Сергей Юрский – человек, который всю свою жизнь посвятил работе и искусству. Не запятнал себе репутацию интрижками, зависимостями, склоками с коллегами. В нынешнее время таких артистов уже нет, но сейчас и культурный код изменился.
Сергей Юрский об отличии публики и материала в советские годы и сейчас:
«Сегодня не удивив публику, не поразив ее чем-то эдаким, зал не удержать. Так что признаюсь вам: я безмерно счастлив, что хотя бы застал то время, когда слово было ценно, было в почете. Когда я читал программу, состоящую из отрывков из «Евгения Онегина» Пушкина, когда читал Зощенко и Булгакова, то приходилось вызывать наряды милиции, чтобы не было толпы, чтобы не сломали дверь. За словом шли! Это было искусство, к которому шли, как за правдой. И это не были запрещенные авторы. Это был «Онегин»! Сейчас уже это миновало, прошло...»
Сергей Юрский скончался в 2019 году, ему было 83 года. В последние годы жизни он продолжал читать со сцены стихи и прозу, собирая полные залы преданных слушателей.
Наталья Тенякова пережила своего супруга на шесть лет.